Как провести классный час по ПДД в 4 классе

Урок по ПДД

Этот план игрового урока будет полезен учителям, классным руководителям и социальным педагогам. Использовать его можно как на ОБЖ, так и во время тематического организационного занятия в начальных классах.

Цели и задачи классного часа

Классный час по ПДД

Основная цель классного часа по ПДД для 4 класса – сформировать у детей чёткое понимание правил поведения на улице. Младшеклассники должны чётко осознавать, как стоит себя вести, чтобы оставаться в безопасности. И, напротив, понимать, какие поступки допускать нельзя, чтобы не создать аварийную ситуацию и не подвергнуть риску себя и других.

Также урок помогает закрыть несколько важных задач:

  • Познакомить детей с основными фактами из истории появления дорожных знаков и правил дорожного движения.
  • Улучшить аналитические способности и мышление школьников. Повысить внимание, развить память.
  • Укрепить уже имеющиеся у учащихся знания о ПДД.
  • Улучшить способности младшеклассников к распознаванию и интерпретации дорожных знаков.
  • Привить культуру поведения в общественном транспорте, на улице и остановке.

Также в плане урока предусмотрены игровые элементы, которые сделают занятие не просто познавательным, но и весёлым.

Оборудование для классного часа

Дорожные знаки

Чтобы провести урок по ПДД для учащихся начальной школы Вам понадобится:

  • Картинки с изображениями дорожных знаков, по одному комплекту на парту.
  • Оборудование для проведения презентации.
  • Мел и школьная доска.

Лайфхак! Не переживайте, если в наличии не окажется какого-то предмета. Список примерный и всё, упомянутое в нём, может быть заменено подручными средствами.

Также для проведения урока не лишней будет подготовительная работа. Предупредите учеников о том, что вскоре пройдёт занятие по ПДД. Задайте домашнее задание – нарисовать безопасный маршрут от своего дома до школы.

Классный час: правила дорожного движения 4 класс

На уроках окружающего мира или ОБЖ важно обсудить с детьми правила дорожного движения. Подготовленный нами урок поможет сделать этот разговор продуктивным и увлекательным.

Организационный момент

Машина и светофор

– Здравствуйте, дети! Сегодня у нас будет необычный урок. Но, чтобы узнать его тему, вам сначала придётся отгадать несколько загадок.

Бежит по дороге домишка,
Девчонок везёт и мальчишек. (автомобиль)

В два рядка дома стоят,
Друг на дружечку глядят. (улица)

Мой помощник – молодец!
У него три глаза есть.
Один он открывает –
Движенье разрешает. (светофор)

Вот огромная машина,
Ей не надобно бензина.
Внутрь скорее залезай,
Довезёт тебя… (трамвай)

– Отлично, а теперь давайте подумаем, что связывает все отгадки между собой. Все они имеют то или иное отношение к правилам дорожного движения. О них мы сегодня и поговорим.

Посмотрите планы уроков по ПДД для 3 класса и для 2 класса

Беседа: для чего нужно знать ПДД

ПДД

– Дети, знаете ли вы, что такое ПДД и зачем его учат? Потому что каждый из нас, не важно, водит ли он машину и пользуется ли общественным транспортом, так или иначе становится участником дорожного движения.

К сожалению, полной безопасности на дорогах нам пока не удалось добиться. То и дело на проезжей части происходят трагические ситуации, в которых страдают, а иногда и умирают люди. Среди пострадавших нередко оказываются и дети. Как думаете, почему так происходит?

Школьники предлагают свои варианты.

– Чаще всего причиной таких происшествий становится незнание или нежелание соблюдать правила поведения на дороге. ПДД созданы именно для того, чтобы аварий и несчастных случаев стало как можно меньше. Они существуют в каждой стране мира.

Давайте сегодня обсудим те правила и моменты, которые важно запомнить, чтобы всегда оставаться в безопасности на дороге. Правил дорожного движения существует много. Было бы здорово выучить их все. Но для начала важно хотя бы без запинки вспоминать основы.

Тема: где и как должны ходить пешеходы

Тротуар

– Играть и веселиться на открытом воздухе не только весело, но и полезно для здоровье. Однако важно понимать, что для тех, кто не знает правила ПДД и не умеет их выполнять, улица может быть крайне опасной. Впрочем, достаточно только разобраться в основах ПДД, чтобы понять, как уберечь себя от неприятных ситуаций.

Первое, о чём важно упомянуть – место, на котором все пешеходы могут чувствовать себя безопасно. Там можно ходить в любое время, не беспокоясь, что из-за угла вдруг появится автомобиль. Что это за место? (тротуар)

– Конечно, это – тротуар. А знаете ли вы, когда в мире появился первый тротуар?

Дети высказывают свои предположения

– На самом деле, первые тротуары появились только в 18 веке, в Париже. Стимулом для этого стала популярность театра “Одеон”. Стоило объявить о новой постановке, как там собирались толпы людей. Некоторые приходили пешком, другие прибывали в каретах.

Такое обилие пешеходов и транспорта, двигающихся хаотично, приводило к несчастным случаям. Власти поняли, что люди гибнут под колёсами карет, пытаясь попасть в театр. Тогда и было решено разделить улицу на две части – одну отвели только транспорту, а по второй разрешили свободно ходить людям.

Полосы, по которым разрешалось передвигаться пешком, расположили по обе стороны от проезжей части. Название им дали французское – “тротуар”. В переводе это значит “дорога для пешеходов”.

Но что делать, если тротуара рядом с дорогой нет? По какой стороне дороги будет безопаснее двигаться?

Чтобы обезопасить себя, в таком случае лучше выбирать ту сторону, по которой вы будете двигаться навстречу едущим машинам. Так вы сможете сразу заметить автомобиль и, если что, отойти в сторону.

Тема: переход через дорогу

Переход через дорогу

– Хорошо, мы передвигаемся по тротуару. Но в какой-то момент дорожка может прерваться, столкнувшись с проезжей частью. Давайте подумаем, что поможет нам попасть на другую сторону и продолжить путь.

Верно, в таком случае нужно искать пешеходный переход. Завидев знак и характерную разметку, водители становятся более внимательными. Они должны пропустить всех, кто захочет перейти.

Однако важно понимать, что за рулём автомобиля тоже сидит человек. Случается, что и водители проявляют невнимательность. Чтобы это не привело к трагедии, важно оставаться бдительными.

Прежде чем перейти дорогу, что мы делаем?

– Верно, сначала мы смотрим налево, потом – направо. Это нужно, чтобы убедиться, что рядом нет машин, которые могут не успеть остановиться.

Чуть сложнее может быть переход дороги на перекрёстке. Именно поэтому, зачастую, возле перекрёстков есть специальные устройства помощники. Как они называются?

– Конечно же, речь про светофор. Кстати, это слово пришло к нам ещё из Древней Греции. С греческого оно переводится как “несущий свет”.

Первый светофор был установлен вовсе не на проезжей части, а рядом с железной дорогой. Тогда такие устройства назывались семафорами. На улицы нашей страны прибор пришёл только в 30-х годах прошлого века.

Он был вовсе не похож на привычные нам светофоры. У такого устройства был всего лишь один круглый фонарь, разделённый на три сектора – красный, зелёный и жёлтый. По окружности двигались длинные стрелки, указывающие на определённый сигнал.

Тема: безопасный путь от дома до школы

Безопасный путь до школы

– В школу вы ходите каждый день. Давайте обсудим особенности расположения этого здания, которые влияют на безопасность передвижения.

Далее идёт обсуждение, в зависимости от расположения конкретной школы.

– Всё верно подмечено. Дома вы рисовали безопасные маршруты от ваших домов до школы. Давайте вместе рассмотрим и оценим их.

Учитель совместно с классом просматривает выполненные задания.

Тема: правила поведения в общественном транспорте

Поведение в общественном транспорте

– Существует три основных роли участников дорожного движения: водитель, пассажир и пешеход. Вам пока доступны только последние две. И если о том, как ходить пешком, мы уже поговорили, значит, пришла пора обсудить роль пассажира.

Все мы пользуемся общественным транспортом. Но не каждый задумывался, что и там  есть свои правила. Они начинают действовать ещё до того, как вы заходите в автобус, троллейбус, или трамвай. Где вы оказываетесь перед этим?

– Правильно, на остановке. Давайте вспомним, как нужно вести себя там:

  1. Стоять можно только на тротуаре. Подходить близко к проезжей части, и тем более наступать на бордюр, запрещается.
  2. Прежде чем бежать к открывающимся дверям, важно дождаться, пока транспорт полностью остановится.
  3. Чтобы не мешать другим ожидающимся, вести себя нужно тихо и спокойно. Нельзя бегать, громко кричать, толкаться.

Когда общественный транспорт подъехал и остановился, мы можем сесть. Но даже на этапе входа в автобус действуют определённые правила:

  1. Прежде всего нужно выпустить тех пассажиров, которые выходят из транспорта. Заходить можно только после этого.
  2. Будьте внимательны к окружающим людям. Если среди них есть пожилые, беременные или другие категории граждан, которым труднее передвигаться, пропустите их вперёд или помогите подняться.
  3. Не пытайтесь залезть в автобус в последний момент. Двери закрываются довольно быстро и могут зажать вашу одежду и даже части тела.

Вот наконец мы и оказались внутри. И, конечно, тут тоже важно вести себя правильно:

  1. Во время движения, всё время держаться за поручни. Если в салоне есть свободные сиденья, лучше присесть. Однако, если в автобус зайдёт пожилой человек, место лучше уступить.
  2. Не мешать водителю и не отвлекать его. Все важные вопросы можно задать кондуктору, или дождаться остановки и подойти к шофёру уже после этого. э
  3. Стоять лучше как можно ближе к центру салона, чтобы не мешать другим пассажирам входить или выходить. Не стоит весь путь проводить на ступеньках или площадке возле дверей.
  4. Не докучать другим пассажирам. Старайтесь вести себя тихо и без необходимости не прикасаться к окружающим.
  5. Следить за своей одеждой. Важно, чтобы обувь и верхняя одежда были чистыми. Иначе сиденья и стенки автобуса могут испачкаться.
  6. Когда наступит время выходить из автобуса, делайте это спокойно. Не торопитесь и не расталкивайте тех, кто стоит на пути.

Также стоит обратить внимание и на вещи, которые вы везёте с собой. Если среди них есть что-то пачкающее, острое или режущее, лучше убрать такие предметы подальше.

Изучите план беседы по ПДД и кроссворды по ПДД

Тема: езда на велосипеде

Мальчик на велосипеде

– Водителями автомобиля вы сможете стать только после 18 лет. Однако и сейчас есть транспортное средство, управление которым вам доступно. Уже догадались о чём идёт речь?

– Конечно, это велосипед. У кого из вас он есть?

– Замечательно, значит, летом многие из вас смогут кататься в своё удовольствие. А какие правила езды на велосипеде вы знаете?

– Теперь давайте обобщим всё и ещё раз пройдёмся по полному списку правил:

  1. Нельзя отправляться кататься на неисправном велосипеде. Важно знать, как этот транспорт работает и поддерживать его в хорошем состоянии.
  2. Ездить лучше по специальным велосипедным дорожкам, но есть они пока не везде. Если приходится передвигаться по проезжей части, важно, чтобы между велосипедом и тротуаром или обочиной оставалось не больше одного метра.
  3. На пешеходных дорожках парков, бульварах и тротуарах главные – пешеходы. Кататься по ним нежелательно.
  4. Выезжать на велосипеде на проезжую часть можно только с определённого возраста – 14 лет.
  5. Чтобы не мешать другим участникам движения, велосипедистам запрещено ехать рядом друг с другом. Если путешествуете вместе, лучше ехать линией, один за другим.

Также существует четыре жёстких запрета, которые важно запомнить. Велосипедистам запрещено:

  1. Отрывать одну или обе руки от руля.
  2. Сажать на не приспособленный для этого велосипед пассажиров любого возраста.
  3. Хвататься и, тем более, зацепляться за проезжающие мимо автомобили.
  4. Везти с собой массивные предметы, которые помешают управлению.

Зная и соблюдая эти правила, можно смело кататься на велосипеде.

Обобщение знаний с помощью викторины

Викторина по ПДД

Чтобы закрепить полученную информацию и вспомнить те правила и термины, которые детям уже известны, в конце занятия можно провести викторину.

– Итак, ребята, сейчас мы проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать.

1. Названием какого животного в народе обозначают пешеходный переход? (зебра)

2. Как правильно назвать полосатую палочку, которой регулировщик указывает направление? (жезл)

3. Как называется то место, в котором пересекается несколько дорог? (перекрёсток)

4. Каким светом должен загореться светофор, чтобы пешеход мог спокойно перейти через дорогу? (зелёным)

5. Где мы ждём, пока подойдёт автобус, трамвай или троллейбус? (на остановке)

6. А какое слово подойдёт, чтобы описать любого человека, за рулём транспортного средства? (водитель)

7. Если светофор сломался, на перекрёсток выходит специально обученный человек, который указывает, когда и в каком направлении можно двигаться. Как называется его должность? (регулировщик)

8. Что машины используют, чтобы осветить себе путь в темноте? (фары)

9. По какой части дороги вы все можете спокойно передвигаться в любое время? (тротуар)

10. Автобус, машина, корабль, самолёт… А каким общим словом можно назвать все эти предметы? (транспорт)

– Молодцы, ребята, вам удалось дать правильные ответы на все вопросы. А теперь давайте подумает, зачем нам нужно знать все эти названия и учить правила поведения на дороге?

Дети дают свои варианты ответа на вопросы.

– Всё верно, каждый из вас прав. Главная причина, по которой каждый человек должен знать ПДД – возможность сохранить безопасность на дороге. Помните, от вашего поведения зависит не только ваша жизнь и здоровье, но и благополучие окружающих.

Актуализация знаний с помощью игр-загадок

Загадки по ПДД

– А теперь нас ждёт игра, которая поможет запомнить названия и назначение дорожных знаков, правила и важные термины.

– На парте перед каждым из вас лежат картинки с дорожными знаками. Я буду читать загадки, а ваша задача – понять, о каком знаке идёт речь и поднять его над готовой.

Тут, машина, не гони
Знак особый впереди.
Ночью, днём и по утрам
Люди вечно ходят там. (Пешеходный переход)

Прибыл папа мой домой,
Завтра будет выходной.
Чтобы машина не мешала,
Она под этим знаком встала. (Место стоянки)

В школу и на дискотеку,
На автобусе я еду.
Подождать его мне надо –
Знак найду и встану рядом. (Место остановки автобуса)

Есть кирпич в моём дворе.
Он не в доме, не в траве,
А висит он над проездом,
Чтоб водители не лезли. (Въезд запрещён)

Едут тут машины быстро,
Знают автомобилисты –
Пешеходов точно нет,
На проход для них запрет. (Движение пешеходов запрещено)

Подведение итогов урока

Итоги урока

– Главное, что вы должны понимать – улица принадлежит не только пешеходам. По проезжей части постоянно мчатся автобусы, машины, мотоциклы и другие транспортные средства. Все они двигаются очень быстро и не могут остановиться в одно мгновение.

Именно поэтому очень опасно думать “я успею пробежать”. Лучше немного опоздать на урок или встречу с друзьями, чем подвергать свою жизнь риску.

Я очень надеюсь, что каждый из вас запомнит правила, которые мы сегодня обсудили. Соблюдайте их, рассказывайте своим товарищам и подсказывайте им, как вести себя правильно.

Для закрепления повторим основные тезисы:

  • Никогда не выбегайте и не выскакивайте на проезжую часть.
  • До 14 лет никогда не выезжайте на дорогу на велосипеде. Даже после достижения этого возраста стоит сначала внимательно ознакомиться со всеми правилами управления этим транспортным средством.
  • Переходите дорогу только по пешеходному переходу. Если есть светофор – руководствуйтесь его сигналами. Если светофора нет, сначала убедитесь, что рядом не едет машина.
  • Ждите общественный транспорт только на специально оборудованной остановке.
  • Будьте внимательны к окружающим людям. Если увидели малыша или пожилого человека на проезжей части, помогите им покинуть её или перейти дорогу по правилам.

Соблюдая эти простые правила, вы не только обезопасите себя, но и поможете водителям и другим пешеходам чувствовать себя комфортно.

Правила дорожного движения 4 класс: презентация

Для закрепления материала, можно показать ученикам эту презентацию по ПДД для 4 класса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Наши информационные партнеры в образовательной нише: ecologanna.ru, zagadki-dlya-detej.ru, zaumno.ru, ryba-love.ru