С наступление весны вопрос ПДД для велосипедистов становится особенно актуальным. Не только взрослые, но и дети проводят всё больше времени на улице. Многие из них не против воспользоваться весёлым и полезным для здоровья транспорта.
Однако помимо массы плюсов, которые несёт с собой использование велосипедов, есть и тёмная сторона медали. Традиционно в этот сезон года возрастает количество аварийных ситуаций на дорогах. Поэтому мы подготовили для вас свод правил, который поможет получить максимум удовольствия от велосипедной прогулки, оставаясь в полной безопасности.
Содержание
Требования к оснащению велосипеда
В первую очередь важно, чтобы ваш байк был полностью технически рабочим. Особое внимание следует уделить состоянию руля и тормозов – эти детали должны функционировать без проблем.
Также во многих ситуациях требуется особое оснащение:
- Ходовые огни – это специальные лампочки, которые освещают тропу в светлое время суток.
- Передний фонарь для освещения дороги в тёмное время суток.
- Светоотражатели или специализированные окрашенные в красный фары, которые устанавливаются на заднюю часть багажника.
- Катафоты на правом и левом борту.
Чтобы поездка, особенно ночная, стала окончательно безопасной, стоит обратить внимание и на выбор гардероба. Светоотражающие вставки и прочие элементы на куртках, штанах и футболках сделают ваш силуэт более заметным.
Где можно ездить велосипедисту
Главная обязанность велосипедиста – продолжать движения по тем областям, на которых это разрешено. Для начала давайте рассмотрим базовые правила. Вот список мест, по которым кататься можно:
- По велосипедной дорожке, если такая имеется. В этом случае стоит остаться на этом отведенном участке дороги.
- По правой стороне дороги, в ситуации когда полностью отсутствует велосипедная дорожка. В таких обстоятельствах велосипедисты двигаются один за другим в один ряд.
- По обочине, но выезд туда возможен лишь в определенных дорожных ситуациях.
Также стоит знать список мест, где катание запрещено в любом случае:
- По разделительной полосе проезжей части.
- По пешеходным дорожкам и переходам.
- По автомагистрали.
- По тротуару.
Обратите внимание! ПДД относит велосипедистов к водителям, а не к пешеходам. Поэтому они не имеют право занимать тротуары, отведённые для пеших прогулок.
Если же проехать по такой дорожке необходимо – есть лёгкое решение. Всегда можно слезть с транспорта и повезти его рядом с собой. Тогда вы станете пешеходом.
Также есть разница в том, с какого возраста можно выезжать на велосипеде на дорогу и какие вообще тропы открыты велосипедистам в зависимости от того, сколько им лет.
Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет
ПДД напрямую не регулирует, со скольки лет можно ездить на велосипеде. Дети могут начинать учиться пользоваться этим транспортом, как только будут готовы физиологически. Однако есть некоторые ограничения, которые касаются мест, открытых для велосипедиста.
Детям до 7 лет разрешается ездить только по пешеходным зонам. Для них открыты тротуары и велопешеходные дорожки. Но лучше всего, конечно, подойдёт велосипедная дорожка, если она есть. Главное, чтобы юного водителя сопровождал кто-то из взрослых.
Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет
С достижением 7-летнего возраста правила для велосипедистов остаются примерно теми же. Единственное – теперь ребёнку уже не нужен сопровождающий.
Движение велосипедистов старше 14 лет
Движение водителей байка, достигших данного возраста, согласно пункту 24 ПДД означает, что они приобретают полные права на движение по той же части дороги, которую используют автомобили. Теперь подростки могут ехать совместно с машинами, но обязаны для этого соблюдать все установленные правила.
Изучите памятку и план беседы по ПДД
Несколько исключений
Также стоит обратить внимание на ряд ситуаций-исключений, которые порой разрешают движение даже в запрещённых обычно местах:
- Если толщина транспортного средства или закреплённого на нём груза составляет больше 1 метра, водитель имеет право выехать на автомобильную дорогу.
- Также на проезжую часть может выехать организованная колонна велосипедистов.
- На территорию пешеходов – специализированные дорожки и тротуары тоже иногда разрешается выезжать. Сделать это допустимо, сопровождая ведущего байк ребёнка до 14 лет, или переводя на собственном транспорте малыша до 7 лет.
Также важно обратить внимание на следующие правила безопасности для передвижения групп людей:
- Если группа велосипедистов выезжает на проезжую часть, двигаться стоит исключительно в колоннах.
- В некоторых случаях разрешается выстроиться и в 2 ряда. Такое допустимо, если ширина каждого транспортного средства меньше 0,75 метров. В противном случае движение на велосипеде в два ряда запрещено.
- Вне зависимости от того, на сколько рядов поделилась колонна, в ней не должно идти более 10 велосипедов подряд. Если компания многочисленная, ей стоит разделиться на блоки по 10 транспортных средств.
Если колонна разделяется на группы, между ними важно выдерживать расстояние в 80-100 метров. Это позволит при необходимости обогнать нужную группу.
Как правильно ездить
Прежде чем разбираться в правилах дорожного движения на велосипеде, нужно познакомиться с официальным термином из ПДД.
Определение! Велосипед – это транспортное средство с двумя или более колесами, приводимое в движение силой человека.
Ребенок, катаясь на велосипеде, обязан соблюдать правила вождения, так как считается водителем, однако в любой момент может стать пешеходом.
Правила езды на велосипеде по автомобильным дорогам
Велосипед – это транспортное средство, которое, также, как и машина подчиняется правилам передвижения, установленным законом. А при выезде на автодорогу к ним важно относиться особенно внимательно, ведь опасность попасть в ДТП и получить серьёзные повреждения повышается.
Важно помнить о готовности к риску для себя и других при выезде на проезжую часть. Большинство из этих правил легко запомнить и основаны на вежливости и уважении к окружающим. Вот некоторые из них::
- За рулём транспортного средства запрещено пользоваться телефоном – принимать звонки или читать сообщения. Также лучше отказаться от наушников с музыкой или подкастами, иначе можно пропустить важные звуковые сигналы.
- Максимальная скорость передвижения в большинстве городов – 60 км/ч. Однако если территория дворовая или придомовая, запрещается разгоняться более чем до 20 км/ч.
- Если вы двигаетесь прямо, а ближайший автомобиль собирается повернуть направо, машина обязана вам уступить. Однако прежде чем продолжать ехать лучше убедиться, что водитель остановился.
- Выезжая из двора или с прилегающей территории, сначала уступите всем участникам дорожного движения, которые уже находятся на проезжей части.
- Велосипедисты обязаны пропустить общественный транспорт, который подъезжает к остановке или отъезжает от неё.
- На пешеходном переходе водитель велосипеда должен остановиться и пропустить идущих людей.
- Оказавшись на равностороннем перекрёстке, вы должны пропустить тех, кто двигается справа от вас. Те же, кто оказался слева, пропускают вас.
Также особую бдительность стоит проявить к автомобилям, припаркованным на обочине или правой полосе дороги. Объезжая их, лучше немного снизить скорость и внимательно отслеживать происходящее. ТС может вдруг двинуться вперёд, или пассажиры – резко распахнуть дверцы.
Правила езды на велосипеде по пешеходным дорожкам
Тротуар, как и пешеходная дорожка – это территория пешеходов. Именно они являются главными и должны с комфортом пользоваться отведённым для них местом. Велосипедисты же не относятся к пешеходам, так что должны помнить, что их права на такой территории ограничены.
Это значит, что водители должны не просто избегать рискованных ситуаций, но и в принципе не создавать никакого дискомфорта для пешеходов. Особенно внимательно нужно относиться к безопасности в тёмное время суток. Если велосипедисты готовятся к подобным вылазкам и используют светоотражатели на одежде и транспортном средстве, то люди имеют право одеваться как угодно и их может быть легко не заметить в темноте.
Посмотрите план классного часа по ПДД для 2 класса и для 1 класса.
Если видимость низкая, или вы заехали на участок, где очень много людей и лавировать среди них тяжело, лучше спешиться и пройти трудный участок пешком. Тогда вы станете пешеходом и будете иметь полное право передвигаться как удобно.
Как перевозить на велосипеде ребенка
На велике с ребёнком можно кататься исключительно при условии, что транспортное средство оборудовано специальным детским креслом. В любой другой ситуации перевозка малышей, как и любых других пассажиров, запрещена.
Детское кресло для велосипеда похоже на автомобильную модель. Устанавливается оно на багажник или раму. Суть этого изобретения в том, что оно позволяет установить ремни, которые надёжно фиксируют ребёнка. Также в большинстве моделей предусмотрена ручка, за которую малыш может держаться.
Обратите внимание! Детское кресло существенно снижает риски поездки, но не освобождает от них полностью. Поэтому даже в таком случае нельзя забывать о шлемах как для ребёнка, так и для родителя, сидящего за рулём.
Также важно уточнять разрешается ли перевозка пассажиров по конкретной трассе. В зависимости от скоростных ограничений на разных дорогах эти правила могут меняться.
Использование световых приборов и сигналов поворота
Световые приборы: фары, фонари и светоотражатели, на байке необходимы, особенно если вы передвигаетесь на нём в тёмное время. Ночью водители обязаны включать освещение. Днём предполагается наличие ближнего света или ходовых огней.
Чуть более сложной темой можно назвать сигналы руками. Их водители обязаны подавать перед совершением следующих манёвров:
- Начало движения;
- Остановка;
- Поворот;
- Перестроение.
Но, в отличие от автомобиля, велосипеды не оборудуются специальными фарами для подачи сигналов поворота. Вместо этого водители используют жесты руками. Используются следующие положения:
- Поворот налево – вытянуть руку влево.
- Поворот направо – вытянуть руку вправо.
- Остановка – поднять руку наверх.
Обратите внимание! Подавать сигналы важно заранее, чтобы другие участники дорожного движения успели сориентироваться. Непосредственно перед началом манёвра руку можно вернуть на руль.
Особенно важно соблюдать эти законы в трудной дорожной ситуации. Например, если необходимо повернуть налево с пересечением трамвайных путей.
Проезд перекрестков
Если велосипедист движется по проезжей части, он должен руководствоваться всеми теми же правилами, которые распространяются на автомобилистов. Подробно они перечислены в 13 разделе ПДД. Однако сейчас мы остановимся только на главных аспектах.
Обратите внимание! Помните, что движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по тем же самым правилам, что лиц старшего возраста. С 14 лет подростки уже имеют право ездить по дороге, так что им особенно важно знать все эти правила.
Основное правило проезда перекрёстка – сразу верно определить, у кого из транспортных средств есть приоритет. Если перекрёсток оборудован светофором или его регулирует инспектор ДПС, проблем с этим не возникнет. Движение можно продолжать на зелёный свет или соответствующий сигнал регулировщика.
Если такие методы регулирования не предусмотрены, всё будет чуть труднее. Для начала нужно определить, равнозначен ли перекрёсток.
Если перекрёсток равнозначный, то есть на нём отсутствуют знаки главной и побочной дороги, уступать стоит только тем ТС, которые находятся по правую руку. Единственное исключение – если поблизости проходят трамвайные пути. Трамваю нужно уступать в любом случае.
На неравнозначном перекрёстке первыми двигаются те, кто находится на главной дороге. Если оба транспортных средства находятся на главной, приоритет вновь получает тот, кто находится справа. Находящиеся на второстепенной дороге двигаются в последнюю очередь.
Однако сворачивать влево по улице, где много автомобильных полос велосипедистам нельзя. Для осуществления данного манёвра придётся слезть с велосипеда и найти пешеходный переход.
Проезд пешеходных переходов
Поведение велосипедиста на таком участке проезжей части напрямую зависит от того, по какой части дороги он передвигается. Проезжая по автомобильной дороге, водители велосипеда подчиняются тем же правилам, что и шофёры машин:
- Они обязаны остановиться и дождаться, пока все пешеходы завершат манёвр.
- Велосипедистам запрещено осуществлять разворот на зебре.
- Нельзя останавливаться на пешеходнике, за 2 метра до него и 0,5 метра после.
Если же владельцу велосипеда приходится ездить по тротуарам, ввиду того, что нет специальной дорожки или полосы, то проезжать по зебре всё равно нельзя. Нужно сойти с транспорта и перейти на противоположную сторону улицы пешком.
Что запрещается велосипедистам
Также существует ряд запретов, которые распространяются как на юных, так и на взрослых велосипедистов. Управляя двухколёсным ТС запрещается:
- Перевозить вещи, которые напрямую ограничивают возможности управления или выходят за границы самого велосипеда на полметра и более.
- Перевозить пассажиров, включая малышей до 7 лет, когда на транспортном средстве не предусмотрено пассажирское сидение.
- Проезжать по пешеходному переходу. В таких случаях необходимо спешитья.
- В процессе поездки убирать одну или обе руки с руля, если только это делается не для подачи сигнала.
- Разворачиваться через левую сторону или поворачивать налево, если дорога состоит из более чем одной полосы или включает трамвайные пути.*
- Буксировать другие транспортные средства или прицепы, которые изначально не сконструированы для подсоединения к велосипеду.
* Стоит рассмотреть, в каких случаях велосипедисту разрешается покидать крайнее правое положение проезжей части, чтобы совершить поворот. Обычно это происходит на специально выделенных тропинках для велосипедистов. Ещё случай, когда правило не работает – если проезжая часть предполагает правый поворот для тех ТС, которые находятся в левой полосе.
Дорожные знаки для велосипедистов
Владельцы великов не сдают теоретический экзамен, однако, прежде чем выезжать на дороги, стоит запомнить все дорожные знаки, которые касаются велосипеда, а также разные виды разметки. Вот те знаки, которые особенно важно знать:
- Велосипедная дорожка – круглый синий знак с нарисованным велосипедом.
- Конец велосипедной дорожки – тот же знак, только перечёркнутый красной диагональной линией.
- Движение велосипедистов запрещено – белый знак с изображением байка, обведённый красным кружком.
- Велопешеходная дорожка – круглый синий знак с изображением человечка и велосипеда. В зависимости от того, отделены ли зоны друг от друга, будет меняться расположение иконок на знаке.
- Начало и конец, а также отдельно выделенная полоса велосипедного движения – выглядят как автомобильные знаки с расположением полос, но помечены иконкой байка.
- Велосипедная зона, а также её окончание – прямоугольный синий знак с изображениями машин, людей и велосипедов.
- Пешеходная зона – в местах, где действует это обозначение, кататься на велосипеде имеют право исключительно те, кто не достиг 14 лет.
Обратите внимание! Некоторые знаки, созданные для автомобилистов, важны также и для велосипедистов. Это “Дорога для автомобилей”, “Въезд запрещён”, “Автомагистраль” и “Движение запрещено”. Все эти знаки запрещают въезжать на соответствующий участок дороги на велосипеде.
Также стоит обращать внимание на выделенные полосы для общественного транспорта. Несмотря на то, что они занимают правую сторону проезжей части, выезжать на такие участки дороги на велосипеде запрещено.
Полезными могут оказаться и обозначения главной и побочной дороги. Они действуют на велосипедистов точно также, как и на автомобилистов.
Штраф за нарушение ПДД
Административных наказаний для велосипедистов существует меньше, чем для автомобилистов. И всё же материальная ответственность может наступить за следующие проступки:
- Отступление от соблюдения ПДД, затрагивающих передвижение на велосипеде – 800 р.
- Передвижение с критическими поломками велосипеда, например, с неработающим тормозом – 800 р.
- Катание человека, при условии, что он подвержен алкогольному или наркотическому опьянению – 1 500 р.
- Умышленное создание преград и дискомфорта для других людей на дороге (шофёров и пешеходов) – 1 000 р.
Важно помнить, что оказавшись за рулём велика, вы официально становитесь водителем. А значит, как и автомобилисты, обязаны соблюдать все установленные нормы поведения на улице. Безответственное отношение к этому моменту может нарушить безопасность не только самого водителя, но и всех, кто его окружает.