Как провести классный час по ПДД для 2 класса

Ученица во время классного часа по ПДД

Этот урок по ПДД для 2 класса поможет детям запомнить основные правила поведения на улице.

Цели и задачи занятия

Дети во время классного часа по ПДД

Тема безопасности дорожного движения поднимается на уроках ОБЖ в школе и специальных классных часах с 1 до 11 класса. Ко 2 классу ребята уже знают основные правила поведения на проезжей части и рядом с ней.

Цель этого занятия – закрепить имеющиеся знания и получить новые. Главная задача – рассмотреть максимум ситуаций на дороге и научить детей правильно поступать в каждой из них.

Проведя классный час по этому плану мы должны добиться:

  • Формирования у школьников полного представления о том, как следует вести себя на дороге и рядом с ней, чтобы оставаться в безопасности.
  • Усвоения и запоминания детьми основных правил дорожного движения.
  • Доведения исполнений правил до автоматизма. Соблюдение правил поведения должно стать у учащихся привычкой.

Оборудование

Дорожные знаки

Для проведения урока учителю стоит подготовить:

  • Технику для демонстрации презентации;
  • Дорожные знаками – распечатанные на листочках или в виде демонстрационного материала;
  • Воздушные шарики (половина зелёного цвета, половина красного);
  • Раздаточный материал – например, памятку по пройденной информации;
  • Макет светофора.

Обратите внимание! Если чего-то из перечисленного инвентаря нет в наличии – ничего страшного. Всегда можно заменить недостающее оборудование подручными предметами или подробнее объяснить тему на словах.

Классный час: 2 класс ПДД

Итак, рассмотрим план классного часа или урока ОБЖ на тему безопасности дорожного движения по этапам.

Посмотрите также план классного часа по ПДД для 1 класса!

Мотивационный этап

Транспорт и пешеходы на дороге

Урок начинается с приветствия учеников и знакомства с темой. Например, учитель может сказать так:

– Доброе утро, ребята! Сегодня мы с Вами поговорим о том, какие правила нужно соблюдать на дороге и возле неё, чтобы оградить себя от опасностей. Кто знает, зачем нужно учить правила дорожного движения?

Далее нужно дать второклассникам время на ответ. Похвалите тех, кто высказал свою версию и отметьте правильные. Потом можно дать и собственный комментарий. Например, так:

– Движение на дорогах становится всё более оживлённым: появляется больше машин и грузовиков и все они едут быстро. Чтобы не случалось аварий, придумали правила дорожного движения. Знать и соблюдать их важно не только водителям, но и всем, кто может оказаться рядом. Сегодня мы обсудим, как должны вести себя пешеходы и пассажиры общественного транспорта. А вы – запоминайте и обязательно соблюдайте все эти правила.

После вступительной речи можно прочитать стишок о важности правильного поведения на дороге или включить детскую песенку на эту тему.

Вот пример стихотворения, которое можно использовать:

Есть в каждой сфере правила, их важно соблюдать.
Они подскажут морякам, куда им путь держать.
Всегда строго по правилам садится самолёт,
Блюдут основы ПДД шофёр и пешеход.

На улицах нельзя играть и бегать как попало.
Вот мы и учим правила, чтоб все ребята знали –
Где можно и побегать, как надо перейти.
Основы ПДД ведут по верному пути.

Такое вступление настроит ребят на активную работу на уроке.

Вступительная беседа

Машины на дороге

– Мы ежедневно сталкиваемся с дорогами. По ним мы едем на машине с родителями, через них переходим, когда пешком возвращаемся из школы. И на каждой проезжей части встречаем множество транспортных средств. К этой категории можно отнести и обычные автомобили, и автобусы, и трамваи, и даже велосипеды, на которых все вы так любите кататься!

Люди издавна пытались придумать способ перемещаться быстрее. И сегодня такая возможность появилась почти у всех. Трудно найти семью, в которой никто не пользовался бы общественным транспортом. Да что уж там, у многих есть и собственные машины!

Но такие изменения принесли в наши жизни не только преимущества, а ещё и большую ответственность. Автомобили могут стать причиной серьёзных бед. Но только в том случае, если водитель или пешеходы вокруг не будут знать и соблюдать правила поведения на дороге. Вот почему для всех детей так важно выучить основы ПДД.

Участники дорожного движения – это не только те, кто сидит за рулём. Вы, используя велосипед, тоже становитесь водителями. Но даже передвигаясь пешком, вы всё ещё остаётесь частью дорожного движения – пешеходами. Так что знать законы, регулирующие поведение на дороге и рядом с ней должен каждый. Тогда все будут в безопасности, а прогулки принесут только положительные эмоции!

– Как вы считаете, учить правила и следовать им – это обязанность водителя? (Нет, пешехода тоже)

– А кто вообще может считаться пешеходом? (Им становится любой человек, вне зависимости от возраста, как только выходит на улицу)

– Конечно! Но ведь помимо водителей и пешеходов есть ещё и пассажиры. А это – кто такие? (Пассажиром называют того, кто находится в транспорте, но не за рулём)

– Очень хорошо. Водители, пешеходы, пассажиры… Можно ли объединить всех их в одном понятии? (Да, участники дорожного движения)

– Верно. И каждому из этих людей в одинаковой степени важно знать ПДД. Ведь нарушив хотя бы одно из этих правил можно создать настоящую аварию! И тогда уже не важно будет, по какой причине допущено нарушение. Делал ли человек это специально или просто не знал законов. В любом случае последствия могут быть плачевными.

Если все будут хорошо знать правила и следовать им, тогда в безопасности будет каждый – и водитель, и пешеход, и пассажир. Давайте узнаем больше о ПДД и постараемся запомнить основные законы правильного поведения.

Тема: история правил дорожного движения

Дорожные знаки и светофор

– Но кто и зачем придумал эти правила? Чтобы это понять, нужно углубиться в прошлое. Раньше ни в городах, ни за их пределами не было тротуаров и отдельной проезжей части. Водители и пешеходы вместе двигались по одной большой дороге.

Конечно, это приводило к хаосу. Нередко страдали люди. Царь очень переживал из-за этой ситуации и всё время издавал строгие указы. Он предписывал водителям внимательнее смотреть вперёд и ехать осторожно, чтобы никого не задавить. Но и это не помогало.

Тогда-то и придумали гениальный план – сделать отдельную тропинку, по которой будут ходить только пешком. Назвали её “тротуар” – это слово позаимствовали из французского. А чтобы туда наверняка никто не заехал, сделали её уровень чуть более высоким, чем у основной дороги.

Но это было встарину, когда водители ездили на телегах или лошадях. Потом появились машины, их стало много и аварии стали случаться уже между ними. Чтобы систематизировать движение, на дорогу нанесли разметку. Теперь каждый ехал по своей полосе и не сталкивался с другими.

Постепенно появлялись всё новые и новые правила. Все они были придуманы не просто так. Если в каком-то месте происходило много аварий – вводили закон, который объяснял, как вести себя здесь, чтобы не попасть в беду. Теперь, благодаря ПДД движение стало совсем безопасным. Но, чтобы это оставалось так, каждый должен выучить правила и следовать им.

Тема: виды транспорта

Разные виды транспорта

Чтобы детишки немного взбодрились и лучше запомнили виды транспорта, на этом этапе можно вставить игровой элемент. Отлично подойдут загадки.

Начать можно с простых и сказочных вопросов. Например, таких:

  • Какой необычный транспорт подчинялся только бабе Яге? (ступа)
  • На чём разъезжал по городу Емеля из русской сказки? (на печи)
  • А какой предмет интерьера Старик Хоттабыч использовал, чтобы летать? (ковёр-самолёт)
  • Барон Мюнхгаузен тоже поразил всех своим полётом. Кстати, на чём он был совершён? (на пушечном ядре)
  • Какое транспортное средство, почти забытое нами, но популярное раньше, привезло Золушку на бал? (карета)

Затем можно вернуться в современность и обсудить более актуальные автомобили в том же формате.

– Здорово! А теперь попробуйте угадать транспорт, который можно увидеть на улице каждый день!

Возит маму на работу, а меня гулять в субботу,
И питается бензином. Кто она? Она – … (машина)

Я устойчив на бегу,
Но стоять я не могу.
Сразу завалюсь на бок,
Если задремал ездок. (велосипед)

Дом в резиновых сапожках,
На совсем не курьих ножках,
На работу всех везёт,
Всю толпу с собой берёт! (автобус, троллейбус)

Вот сестрёнка паровоза,
На него – точь-в-точь похожа.
Но куда-то делся пар,
Незачем для бега жар! (электричка)

Удивительный вагон! Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он держит их руками. (трамвай)

Дождик едет, поливает
И дорогу отмывает.
У него есть, – чудеса! –
Все четыре колеса. (поливальная машина)

Он на стройке важный самый,
С ростом, как у великана,
Однорукий инструмент,
Всё поднимет Вам в момент! (подъёмный кран)

У него есть ковш большой,
Не нужна лопата!
Вырыть яму нам поможет
Мощный… (экскаватор)

Это – домик на воде,
А внутри полно людей.
Он на месте не стоит –
К берегам далёким мчит. (корабль)

Широко раскинул руки,
Улетел за облака.
И привёз людей и сумки,
Он совсем издалека! (самолёт)

Мал дружище, да удал,
Ездит очень быстро!
Нужно только не забыть
Шлем… (мотоциклисту)

Не забудьте похвалить всех за правильные ответы и подведите итоги работы с темой.

– Молодцы, ребята! Вот сколько разных видов транспорта вы смогли вспомнить. Все они такие разные. Какие-то двигаются по воде, какие-то по земле или под ней, а некоторые – даже по воздуху.

Перед тем, как переходить к следующей теме, можно задать дополнительный вопрос для закрепления.

– Давайте вместе подумаем, а для чего же нам нужно так много транспортных средств? Что помогает делать большинство из них? (перевозить материалы, посылки и пассажиров).

Тема: внимательный пешеход

Внимательный пешеход

– Основа безопасности на дороге – внимательность. Давайте проверим, хорошо ли развито у Вас это качество!

Так начинается игра на внимательность. Вопросы для образца:

  • Ну-ка дети, отвечайте, летом – красная трава? (нет)
  • Ну-ка дети, отвечайте, едем на зелёный свет? (да)
  • Ну-ка дети, отвечайте, будем на шоссе играть? (нет)
  • Ну-ка дети, отвечайте, коль боишься опоздать, можно перед машиной пробежать? (нет)
  • Ну-ка дети, отвечайте, чтобы нам пройти вперёд, нужен будет переход? (да)
  • Ну-ка дети, отвечайте, можно ли бежать вперёд, не взглянув на светофор? (нет)
  • Ну-ка дети, отвечайте, есть картинка человечка, если знак – “Проезда нет”? (нет)
  • Ну-ка дети, отвечайте, если вижу круглый знак, красный цвет значит запрет? (да)

Физкультминутка

Физкультминутка

Для детского организма важно выделить время на движение. Это поможет вернуть утерянную концентрацию. Отлично подойдёт разминочный стишок:

Шли вперёд, вперёд, вперёд,
Видим – дальше переход! (шаги на месте)
Посмотрели влево, вправо
И на лево ещё раз. (повороты головы)
Нет машин вокруг, а значит,
Дальше путь открыт для нас! (шаги на месте)

Тема: светофор

Светофор

– Грузовые и легковые автомобили, автобусы и троллейбусы… С каждым годом их на улице становится всё больше. И каждое транспортное средство строго соблюдает правила дорожного движения, чтобы не нарушать свою и чужую безопасность.

Но знать и выполнять ПДД должны не только водители, но и пешеходы. Дети, взрослые, старики идут по своим делам. Кто-то торопится на работу, кто-то в школу, а кто-то – в магазин за продуктами. И все они обязаны двигаться только по тротуару. Однако и там есть свои правила поведения – например, всегда придерживаться правой стороны.

Бывает и такое, что машин едет много, а тротуара нет. Например, в деревнях и посёлках такое встречается часто. Если приходится идти по проезжей части, то двигаться надо всегда навстречу едущему транспорту. Так вы всегда сможете вовремя заметить автомобиль и отойти, если будет нужно.

Переходить через дорогу всегда нужно по специально оборудованному переходу. Правда, иногда и по нему идти нельзя. Укажет на это особый помощник – угадаете, кто это?

Там, где встретились дороги,
Есть помощник одноногий.
Глаза три его моргают –
Перейти нам помогают.  (светофор)

– Конечно, это светофор! А кто может сказать, для чего он нам нужен? (помогает правильно и безопасно перейти через дорогу, указывает, когда можно двигаться, а когда нужно подождать).

– Всё верно! Светофор – наш товарищ, который помогает перейти на другую сторону. Для пешеходов используется специальный, всего лишь с двумя цветами – красным и зелёным.

Красный – предупреждает об опасности. Пока он горит, всем пешеходам полагается спокойно стоять на месте. Зелёный – наш друг, когда видите его, идти можно смело.

Но такие специальные светофоры пока можно встретить не на каждом перекрёстке. Иногда установлен только основной – для водителей. Он показывает, можно ли ехать вперёд, или нужно пропустить других. Сколько цветов у такого светофора? (три)

– А теперь обратите внимание на свои парты. Здесь есть карточки со светофором. Раскрасьте его сигналы в правильном порядке. Красный – наверху, дальше – жёлтый, а затем – зелёный.

– Не зря выбрали именно эти цвета. Красный всегда ассоциируется с запретом или опасностью. Даже в природе ядовитые рептилии и насекомые часто бывают окрашены в красный цвет. Вот и здесь он говорит о том, что нужно остановиться.

Жёлтый – очень яркий, его легко рассмотреть издалека. Он призывает к осторожности. Водитель, заметив такой сигнал, сбрасывает скорость и едет осторожнее. Вам стоит поступать также – немного подождать.

Зелёный – цвет спокойствия и безопасности. Как травка на лугу и кроны деревьев в лесу. Если видите его – бояться нечего. Можно идти.

Если светофора нет, а Вам нужно перейти через дорогу, придётся самим убедиться, что путь открыт. Для этого, подойдя к проезжей части, посмотрите налево и убедитесь, что там нет машин. Затем, дойдя до середины, взгляните на право. Продолжайте путь только в том случае, если никто не едет.

Тема: дорожная азбука

Азбука дорожной безопасности

– Понять, как переходить дорогу и вести себя на улице, помогает не только светофор, но и знаки дорожного движения. Давайте поиграем в одну игру, а заодно и вспомним, какие они бывают.

У меня есть два шарика. Сейчас я буду бросать их вам. Тот, кто поймал красный шарик, должен вспомнить запрещающий знак. Если прилетел зелёный – называем предписывающий или разрешающий.

Знак “Пешеходный переход”:
Это – знак очень хороший.
Он поможет нам немножко.
Нас, водитель, пропусти,
Дай дорогу перейти!

Знак “Подземный пешеходный переход”:
По ступенькам мы пройдём
И под землю попадём –
Потому что этот знак
Перейти велит нам так.

Знак “Дети”
Этот знак водитель каждый
Должен сразу замечать.
Здесь внимательным быть надо,
Если что – на тормоз жать.

Знак “Движение запрещено”
Это – самый строгий знак,
Не послушаться – никак!
Там, где будет он стоять,
Ни на чём нельзя гонять!

Знак “Движение пешеходов запрещено”
Пешеход, остановись!
Быстро к знаку присмотрись.
Здесь поставлен он не зря,
Говорит – туда нельзя!

Знак “Пункт первой медицинской помощи”
Если вдруг случится травма,
То ищите этот знак!
Там врачи всегда помогут,
На дороге знает всяк.

Знак “Велосипедная дорожка”
Вот весёлая дорожка!
Покатаемся немножко?
И ребятам всем не лень
Тут кататься каждый день!

– Отлично, вы вспомнили много знаков! А теперь давайте сыграем в ещё одну игру. Я буду задавать вопросы, а Вы хором отвечайте, если действительно делаете так.

  • Кто, чтобы пройти вперёд, выбирает переход?
  • Кто торопится домой и бежит по мостовой? (Дети молчат)
  • Кто идёт по тротуару с одноклассником на пару?
  • Кто шумит на остановке и других толкает локтем? (Дети молчат)
  • Кто с утра в вагоне тесном старшим уступает место?
  • Кто, увидев красный свет, остановится в момент?
  • Кто под жёлтый светофор вырывается вперёд? (Дети молчат)
  • Ну, а кто на жёлтый встал, посмотрел и подождал?
  • Хочет кто все правила знать и, конечно, соблюдать?

Почитайте про другие игры по ПДД для начальной школы!

Игра: «Разрешается – запрещается»

Игра "запрещается, разрешается"

– А теперь устроим небольшой конкурс. Я буду называть действия, а вы – отвечать, разрешены они или запрещены.

  • Бегать и играть на проезжей части (запрещается)
  • Идти по переходу под зелёный свет светофора (разрешается)
  • Бежать прямо перед едущим автобусом (запрещается)
  • Толпой прогуливаться по тротуарам (разрешается)
  • Спускаться в подземный переход, чтобы перейти дорогу (разрешается)
  • Идти вперёд, когда на светофоре загорелся жёлтый (запрещается)
  • Переводить пожилых людей через дорогу (разрешается)
  • Катаясь на велосипеде хвататься за проезжающие машины и ехать, уцепившись за них (запрещается)
  • Выйдя из автобуса, обходить его спереди (запрещается)
  • Гулять по левой части тротуара (запрещается)
  • Выбегать на дорогу, например, чтобы поднять улетевшую игрушку (запрещается)
  • Кататься на велосипеде “без рук” (запрещается)
  • Шуметь и мешать другим пассажирам в автобусе и трамвае (запрещается)
  • Учит, соблюдать и уважать правила движения (разрешается)

Такое задание увеличивает эффективность занятия и помогает детям лучше запомнить полученные знания.

Викторина: «Дай ответ»

Викторина по ПДД

– А теперь проведём викторину для проверки знаний. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечайте!

  • На какой сигнал светофора переходят улицу? (на зелёный)
  • А если на перекрёстке есть светофор, но рядом стоит регулировщик – на кого будем смотреть? (на регулировщика)
  • Где перейти дорогу можно безопасно? (на пешеходном переходе – наземном, подземном или надземном)
  • Что значит красный сигнал на светофоре? (остановись, идти опасно)
  • Как называют человека, который пешком идёт по улице? (пешеход)
  • В каком возрасте можно впервые выехать на велосипеде на шоссе? (в 14 лет)
  • Можно ли высунуться из окна в автобусе, если стало очень жарко? (нет)
  • Можно ли ходить и бегать по троллейбусу, пока он куда-то едет? (нет)
  • Как называется дорожка на улице, которая сделана специально для пешеходов (тротуар)
  • Проезжая часть – что это такое? (та часть дороги, по которой едет транспорт)
  • Назовите порядок сигналов светофора, начиная с верхнего. (красный, жёлтый, зелёный)
  • Как расшифровать жёлтый свет на светофоре? (внимание)
  • Можно ли болтать и шутить с водителем во время поездки и почему? (нет, чтобы не отвлекать его от дороги)
  • Можно ли в автобусе встать на сиденье ногами? (нет)

После окончания викторины подведите итоги и наградите победителей дипломами или памятными призами.

Итог классного часа

Правила дорожного движения для детей

– Закончить наш урок по основам безопасности жизнедеятельности и поведения на дорогах, мне хотелось бы небольшим стихотворением.

Очень любим мы гулять
И на улице играть!
Но думать очень важно
И про безопасность!

Правила движения
Учим без сомнения.
Их всегда мы соблюдаем
И внимательность включаем!

В конце урока выдаём школьникам памятки по правилам дорожного движения, а также зелёные и красные воздушные шарики.

Презентация: правила дорожного движения 2 класс

Для закрепления материала можно также показать ребятам эту презентацию по ПДД.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Наши информационные партнеры в образовательной нише: ecologanna.ru, zagadki-dlya-detej.ru, zaumno.ru, ryba-love.ru